Россияне — активные пользователи интернета. С каждым годом сокращается число тех, кто убежден в сохранности своих персональных данных в сети: с 2018 года доля интернет-пользователей, уверенных в защищенности своих данных, сократилась на 4 п.п. до 33%; увеличилась доля тех, кто не считает свои персональные данные в онлайн-пространстве защищенными (рост на 9 п.п. до 63%).
Большинство россиян (66%) жалуются на нехватку знаний и навыков для защиты своих данных. Чем старше человек, тем он менее уверен в своей цифровой безопасности.
За три года российские интернет-пользователи стали более склонны к «цифровому патернализму»: до 81% на 19 п.п. выросла доля тех, кто не готов брать на себя ответственность за защиту своей информации. По их мнению, следить за сохранностью данных должны в первую очередь владельцы сайтов, провайдеры сервисов или государство. Чем старше интернет-пользователь, тем больше он склонен возлагать ответственность за безопасность персональных данных на другие организации, а не на себя.
Ускоренная цифровизация отдельных сфер, спровоцированная пандемией, несет дополнительные риски для защищенности персональных данных интернет-пользователей. Во время пандемии россияне стали чаще делать онлайн-покупки, заказывать еду через смартфон и в целом пользоваться услугами в цифровой сфере**. Конкуренция в сфере цифровых сервисов растет, компании стремятся получить новых клиентов с помощью агрессивных рекламных компаний. До 46% на 23 п.п. с 2018 года выросла доля россиян, готовых раскрыть свою персональную информацию (контакты, ФИО, место жительства и др.) в обмен на выгодное предложение от какой-либо организации, причем молодежь готова делать это активнее представителей других возрастных групп.
Лейсан Баймуратова, и.о. директора исследований цифровой экономики, Аналитический центр НАФИ:
«Риски безопасности личных данных человека растут. Персональные данные стали товаром 21 века: их покупают и продают, при этом многие пользователи по-прежнему не глядя подписывают согласия на их обработку на вебсайтах, в приложениях и сервисах, а потом удивляются спаму в почте и назойливым рекламным звонкам. По нашим оценкам, за последний год каждый десятый россиянин сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. Кроме того, в результате утечек персональные данные попадают в руки злоумышленников.
Сохранность персональных данных пользователей — это действительно проблема, в решении которой должны принимать участие и государство, и коммерческие компании, работающие с персональными данными своих клиентов. Однако и сами пользователи должны проявлять ответственность при жизни в цифровой среде. Необходимо повышать свою цифровую грамотность, чтобы понимать, что происходит с персональными данными в интернете и как обеспечить их безопасность».
Источник