По мнению пользователей, государственные интернет-сервисы (например, «Госуслуги») — лидеры по уровню защищенности персональных данных. 59% пользователей считают, что их персональные данные на таких ресурсах защищены (рост на 7 п.п. с 2017 года).
Несколько снизилось доверие пользователей в области защиты данных в банках. В 2017 году 58% говорили о защищенности персональных данных в финансовых организациях, сегодня — 53% (сокращение на 5 п.п.). Это связано с активизацией мошенников в банковской сфере: по результатам исследований НАФИ, в 2020 году держатели банковских карт стали в полтора раза чаще сталкиваться с мошенниками**, большинство россиян получают спам-звонки (89%)***.
Наибольший рост доверия пользователей к защите персональных данных — у российских интернет-компаний, а также у сервисов электронных платежей. С 2017 года доля тех, кто отмечает защищенность персональных данных в сервисах электронных платежей (ЮMoney, Qiwi и т. д.), повысилась на 11 п.п. до 38%, в российских интернет-компаниях (Яндекс, Mail.ru) — на 9 п.п. до 37%. О защите персональных данных в международных интернет-компаниях (Google, Facebook) говорят 35% пользователей (рост на 8 п.п.).
Наименьшая доля интернет-пользователей говорят о защищенности персональных данных в зарубежных и российских онлайн-магазинах (по 28% в каждой категории). По данным НАФИ, за последний год каждый десятый россиянин — 11% - сталкивался с мошенничеством в сфере интернет-покупок. 7% понесли финансовые потери в результате действий злоумышленников****.
Лейсан Баймуратова, и.о. директора исследований цифровой экономики Аналитического центра НАФИ:
«Защита персональных данных — одна из самых актуальных тем в цифровом пространстве. Высокое доверие россиян к государственным онлайн-сервисам по кибербезопасности во многом соотносится с представлениями населения, что именно государство имеет достаточно ресурсов для защиты персональных данных в интернете. Последнее время всё больше государственных услуг становится доступно онлайн, чему во многом способствовала пандемия. Так, более половины россиян пользовались госуслугами в интернете в период изоляции и ограничительных мер, связанных с COVID-19. Кроме того, репутация коммерческих организаций также во многом зависит от того, насколько они могут обеспечить сохранность данных своих клиентов. Однако и сами интернет-пользователи должны регулярно повышать свою цифровую грамотность, чтобы грамотно защищать свои данные и успешно противостоять мошенническим действиям».
Источник