18 марта 2021 г. В рамках конференции «Внедрение цифровых стандартов в строительстве» спикеры круглого стола обсудили тему «Внедрение новых образовательных стандартов в строительной отрасли».
Организаторами конференции выступили ГБУ «Мосстройинформ» и Университет Минстроя НИИСФ РААСН, который является участником Консорциума по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики.
Участие в конференции приняли 186 человек, зарегистрировано более 375 заявок. На пленарном заседании, круглых столах и в дискуссиях выступили с докладами 52 спикера.
Модератором секции «Внедрение новых образовательных стандартов в строительной отрасли» на конференции «Внедрение цифровых стандартов в строительстве» выступила руководитель направления независимой оценки компетенций цифровой экономики Университета Национальной технологической инициативы 2035 Алина Постовалова.
Спикеры обсудили вопросы: каких образовательных программ не хватает для развития строительной отрасли, кто такой BIM-менеджер-проектировщик, где учиться на BIM-менеджера-проектировщика, какие существуют проблемы с подготовкой кадров для информационного моделирования.
Одним из наиболее актуальных вопросов стал вопрос отраслевых цифровых компетенций.
В обсуждении вопросов приняли активное участие представители:
- Национальной Ассоциации инженеров-консультантов в строительстве
- Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект»
- Кафедры «Организации производства и городского хозяйства» Ивановского государственного политехнического университета
- Университета Минстроя НИИСФ РААСН
- Vysotskiy Consulting
- Кафедры Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве НИУ МГСУ
- Государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Информационно-аналитического центра Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы «Мосстройинформ».
В своем докладе «Цифровые компетенции строителей как драйвер развития отрасли» Алина Постовалова обозначила основные проблемы строительной отрасли:
- Дефицит квалифицированных преподавателей по отраслевым цифровым компетенциям и отсутствие востребованных образовательных программ с цифровой составляющей, низкая интенсивность использования цифровых сервисов в вузах и СПО;
- Растущий разрыв между требованиями работодателей и компетенциями граждан;
- Дефицит государственных и муниципальных служащих, работающих в отрасли с развитыми ЦК;
- Отсутствие сквозного (на протяжении всей жизни) развития отраслевых ЦК у граждан;
- Низкая осведомленность граждан и специалистов об отраслевых ЦК, отсутствие системы популяризации направления.
- В своем выступлении она отметила, что решениями данных проблем должны стать:
- Организация обучения (ДПО и ДО) по отраслевым цифровым компетенциям преподавателей вузов и СПО. Организация обучения студентов — обязательный модуль по формированию необходимых для их профессии отраслевых цифровых компетенций;
- Внедрение ЦК по модели — работодатель-вуз (СПО, ДО)-гражданин-независимая оценка компетенций- работодатель;
- Обеспечение государственным и муниципальным служащим дополнительной подготовки и оценки уровня цифровых компетенций в качестве обязательного условия для сохранения работы (аттестация);
- Обеспечение учета индивидуальных особенностей граждан при выборе траектории обучения/развития по отраслевым цифровым компетенциям на протяжении всей жизни;
- Проведение мероприятий, направленных на популяризацию цифровых компетенций в отрасли.
Так как же необходимо действовать, чтобы цифровые компетенции действительно привели к повышению профессионализма строителей и цифровизации отрасли в целом?
«Для того, чтобы цифровые компетенции стали драйвером цифрового развития строительной отрасли, необходимо сделать 5 шагов:Первый — организовать и реализовать дополнительное профессиональное образования профильных преподавателей, провести актуализацию образовательных программ, разработать и внедрить цифровых сервисов в вузах и СПО;Второй — создать рамки, модели, перечни и описания по уровням цифровые компетенции кадров строительной отрасли по модели — работодатель — вуз (СПО, ДО) — гражданин — независимая оценка компетенций — работодатель/ внедрение в систему образования;Третий — организовать обучение государственных и муниципальных служащих, работающих в отрасли компетенциям в сфере цифровой трансформации;Четвертый — обучить население новым и востребованным на рынке труда отраслевым цифровым компетенциям, с учетом внедренного сервиса персонализации образования;Пятый — разработать и реализовать план популяризации отраслевых цифровых компетенций, обеспечение реализации плана: конференции, семинары, хакатоны, чемпионаты, проектные активности и др.«— отметила спикер в своем выступлении.