Новости Консорциума по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики

В Москве обсудили внедрение цифровых стандартов в строительство

Университет Минстроя НИИСФ РААСН

18 марта 2021 г. В рамках конференции «Внедрение цифровых стандартов в строительстве» спикеры круглого стола обсудили тему «Внедрение новых образовательных стандартов в строительной отрасли».


Организаторами конференции выступили ГБУ «Мосстройинформ» и Университет Минстроя НИИСФ РААСН, который является участником Консорциума по развитию цифровой грамотности и компетенций цифровой экономики.


Участие в конференции приняли 186 человек, зарегистрировано более 375 заявок. На пленарном заседании, круглых столах и в дискуссиях выступили с докладами 52 спикера.


Модератором секции «Внедрение новых образовательных стандартов в строительной отрасли» на конференции «Внедрение цифровых стандартов в строительстве» выступила руководитель направления независимой оценки компетенций цифровой экономики Университета Национальной технологической инициативы 2035 Алина Постовалова.


Спикеры обсудили вопросы: каких образовательных программ не хватает для развития строительной отрасли, кто такой BIM-менеджер-проектировщик, где учиться на BIM-менеджера-проектировщика, какие существуют проблемы с подготовкой кадров для информационного моделирования.


Одним из наиболее актуальных вопросов стал вопрос отраслевых цифровых компетенций.


В обсуждении вопросов приняли активное участие представители:


  • Национальной Ассоциации инженеров-консультантов в строительстве
  • Градостроительного института пространственного моделирования городов «Гипрогорпроект»
  • Кафедры «Организации производства и городского хозяйства» Ивановского государственного политехнического университета
  • Университета Минстроя НИИСФ РААСН
  • Vysotskiy Consulting
  • Кафедры Информационных систем, технологий и автоматизации в строительстве НИУ МГСУ
  • Государственного бюджетного учреждения г. Москвы «Информационно-аналитического центра Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы «Мосстройинформ».

В своем докладе «Цифровые компетенции строителей как драйвер развития отрасли» Алина Постовалова обозначила основные проблемы строительной отрасли:


  • Дефицит квалифицированных преподавателей по отраслевым цифровым компетенциям и отсутствие востребованных образовательных программ с цифровой составляющей, низкая интенсивность использования цифровых сервисов в вузах и СПО;
  • Растущий разрыв между требованиями работодателей и компетенциями граждан;
  • Дефицит государственных и муниципальных служащих, работающих в отрасли с развитыми ЦК;
  • Отсутствие сквозного (на протяжении всей жизни) развития отраслевых ЦК у граждан;
  • Низкая осведомленность граждан и специалистов об отраслевых ЦК, отсутствие системы популяризации направления.
  • В своем выступлении она отметила, что решениями данных проблем должны стать:
  • Организация обучения (ДПО и ДО) по отраслевым цифровым компетенциям преподавателей вузов и СПО. Организация обучения студентов — обязательный модуль по формированию необходимых для их профессии отраслевых цифровых компетенций;
  • Внедрение ЦК по модели — работодатель-вуз (СПО, ДО)-гражданин-независимая оценка компетенций- работодатель;
  • Обеспечение государственным и муниципальным служащим дополнительной подготовки и оценки уровня цифровых компетенций в качестве обязательного условия для сохранения работы (аттестация);
  • Обеспечение учета индивидуальных особенностей граждан при выборе траектории обучения/развития по отраслевым цифровым компетенциям на протяжении всей жизни;
  • Проведение мероприятий, направленных на популяризацию цифровых компетенций в отрасли.

Так как же необходимо действовать, чтобы цифровые компетенции действительно привели к повышению профессионализма строителей и цифровизации отрасли в целом?


«Для того, чтобы цифровые компетенции стали драйвером цифрового развития строительной отрасли, необходимо сделать 5 шагов:
Первый — организовать и реализовать дополнительное профессиональное образования профильных преподавателей, провести актуализацию образовательных программ, разработать и внедрить цифровых сервисов в вузах и СПО;
Второй — создать рамки, модели, перечни и описания по уровням цифровые компетенции кадров строительной отрасли по модели — работодатель — вуз (СПО, ДО) — гражданин — независимая оценка компетенций — работодатель/ внедрение в систему образования;
Третий — организовать обучение государственных и муниципальных служащих, работающих в отрасли компетенциям в сфере цифровой трансформации;
Четвертый — обучить население новым и востребованным на рынке труда отраслевым цифровым компетенциям, с учетом внедренного сервиса персонализации образования;
Пятый — разработать и реализовать план популяризации отраслевых цифровых компетенций, обеспечение реализации плана: конференции, семинары, хакатоны, чемпионаты, проектные активности и др.«

— отметила спикер в своем выступлении.