Результаты «Цифрового Диктанта» включают в себя оценку общего уровня цифровой грамотности, а также оценку знаний по трём ключевым направлениям: цифровой безопасности, цифровому потреблению и цифровым компетенциям, и дополнительному направлению, посвященному новым технологиям.
Значение уровня цифровой грамотности участников акции 2021 года составило 6,90 балла, что на 0,35 балла ниже, чем у участников прошлого года. Общее падение уровня цифровой грамотности сопровождается ростом знаний по теме цифрового потребления, а также снижением уровня владения цифровыми компетенциями и знаний основ цифровой безопасности.
Как и в прошлом году, лучше других в «Цифровом Диктанте» себя проявили участники 7−13 лет (7,40 балла) и 25−34 лет (7,30 балла). Самые низкие результаты по цифровой грамотности в 2021 году показали подростки 14−17 лет (6,43 балла) и молодежь 18−24 лет (6,72 балла).
Самый стабильный рост уровня цифровой грамотности на протяжении 3 лет наблюдается у аудитории 60 лет и старше. Планомерное падение от года к году уровня цифровой грамотности наблюдается у аудиторий 18−24 лет и 35−44.
«Радует, что такое внушительное количество пользователей — фактически около 1% аудитории Рунета — прошли „Цифровой Диктант“ в этом году. Очевидно, что тема цифровой грамотности становится с каждым годом всё востребованнее среди представителей разных поколений. Вместе с тем среднее значение уровня цифровой грамотности участников акции 2021 года снизилось. По-видимому, одними из ключевых факторов, повлиявших на падение, стали пандемия коронавируса и связанный с ней переход многих повседневных процессов в онлайн-формат, а также появление новых мошеннических схем, адаптированных под социальную обстановку и технологические изменения. Это мотивирует нас ещё больше работать над образовательной частью проекта. Надеемся, в следующем году вырастет не только количество участников акции, но и индекс цифровой грамотности», — комментирует Сергей Гребенников, руководитель проекта «Цифровой Диктант».
Лучшие результаты участники «Цифрового Диктанта» продемонстрировали в области использования цифровых ресурсов и знания базовых программ, приложений и сервисов — цифрового потребления. Примечательно, что самые низкие результаты по данному блоку вопросов показали именно подростки 14−17 лет и участники 60 лет и старше.
А самой сложной для участников оказалась проверка своих цифровых компетенций, а именно — вопросы о навыках и умениях эффективно выбирать и применять технологии в жизни — среднее значение уровня цифровых компетенций всех участников составило 6,45 балла. Наименее развитые цифровые компетенции показали дети 7−13 лет и подростки 14−17 лет. У обеих аудиторий наблюдается дефицит навыков в области создания собственного контента с помощью мобильных устройств. В то же время подростковая аудитория испытывает сложности с осуществлением онлайн-покупок и эффективным пользованием социальными сетями и навигационными сервисами. Лучшие результаты в области цифровых компетенций показали участники от 25 до 34 лет.
Среднее значение уровня цифровой безопасности в 2021 году составило 6,87 балла из 10. Лучше всего с вопросами данной категории справились дети 7−13 лет и подростки 14−17 лет.
Лидером среди регионов по среднему значению уровня цифровой грамотности в 2021 году стала Республика Карелия. В ТОП-10 регионов также вошли Нижегородская область, Астраханская область, Удмуртская Республика, Тамбовская область, Оренбургская область, Ивановская область, Воронежская область, Московская область и Брянская область.