Модераторами встречи стали Анатолий Попов, заместитель Председателя Правления Сбербанка, и Леонид Гохберг, первый проректор, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, обсудившие вначале цифровую трансформацию различных отраслей экономики и социальной сферы, а Анатолий Попов поделился опытом цифровой трансформации через призму экосистемы — на примере Сбера.
Уровень цифровизации ведущих стран мира довольно высок, однако в России по-прежнему не все отрасли готовы к цифровой трансформации. Финансовая отрасль, здравоохранение и промышленность вкладывают в использование новых технологий большие ресурсы и являются лидерами цифровизации.
Леонид Гохберг отметил, что цифровизация перестала быть специфической темой и пронизывает всю конференцию:
«Распространение цифровых технологий привело к новому облику многих отраслей, создает условия для повышения производительности, улучшения качества жизни. Цифровая трансформация не сводится к косметическим улучшениям, это радикальное изменение бизнес процессов».
Заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Р Ф Максим Паршин уверен, что государство будет содействовать эти процессам в госкомпаниях. Шесть компаний, в частности, РЖД, «Почта России» и «Алроса» уже отработали пилотные проекты трансформации. По его словам, правительство утвердило директивы, согласно которым в них следует провести советы директоров, которые будут посвящены разработке или доработке стратегий цифровой трансформации. Пока менее трети госкомпаний имеют соответствующие планы, остальные только приступают к этой работе.
Анатолий Попов считает происходящую сейчас трансформацию четвертой индустриальной революцией, от успеха которой зависит конкурентоспособность конкретных компаний и российской экономики в целом. Понятно, что компании стартуют с разных рубежей, кто-то уже digital native, но большинству компаний приходится догонять, и это вызов.
Директор Центра стратегий и программ ВШЭ Павел Рудник обратил внимание на обилие применяемых в описании цифровой экономики пересекающихся понятий с близким смыслом, затрудняющих научную разработку темы.
Он также считает, что ее ключевыми признаками являются качественные изменения в бизнес-моделях и бизнес-процессах и существенные социально-экономические эффекты вследствие их внедрения.
Директор Центра исследований цифровой экономики ВШЭ Константин Вишневский обратил внимание на то, что темпы научных разработок в цифровой сфере в России в последние годы ускорились и даже превышают среднемировые, особенно в квантовых технологиях, где на публикации отечественных ученых приходится 5% мирового объема. Успешно продвигаются исследования в области искусственного интеллекта и технологий блокчейн. Но внедрение цифровых технологий проходит неравномерно: 60% - на финансы, транспорт, энергетику и здравоохранение. Важно вовлекать в широкийспектр цифровых секторов и новых игроков не только крупные компании, но также средние и малые компании. Необходимо сократить цифровой разрыв, чтобы предотвратить его расширение, чтобы компании на поздних стадиях не оказались в стороне от трансформации.
Гендиректор и председатель правления «Почты России» Максим Акимов уверен, что главный вопрос состоит не в технологической повестке, а культуре компаний и взаимодействия людей внутри нее. Широко распространение электронной коммерции с очень низким порогом входа, бурный рост цифровых технологий привел к перегреву рынка специалистов и их дефициту. Нынешняя культура госкомпаний издавна основана на контроле и иерархии, а это входит в противоречие с открытой и гибкой цифровизацией.
Заместитель министра здравоохранения России Павел Пугачев подчеркнул, что при введении цифровых технологий важен индивидуальный подход в любой сфере, пусть это банкинг, ретейл или государство. Услуги должны быть максимально персонифицированными, удобными и доступными в любое время. Цифровая трансформация здравоохранения означает подготовку двойника системы, возможности доступа пациента к цифровому профилю и облегчение работы врачей, которым новые технологии принесли пока только дополнительную нагрузку. Нужно обогащать данные, чтобы дать человеку и врачу сервис для разработки методов профилактики и лечения. При этом важно, чтобы человек не испугался дополнительной и излишней информации: «Неправильно рассматривать инвестиции в здравоохранение как затраты, это на самом деле инвестиции в человека», — подытожил Павел Пугачев.
С ним согласились и модераторы дискуссии: начав мероприятие с обсуждения отраслевых трансформаций, участники сошлись на том, что вся трансформация строится вокруг человек и для него.
Источник